для ленивых:
Цитата:
Для решения этой проблемы предлагается перейти от лингвистического представления информации непосредственно к анализу смысловой структуры информации, путем создания нового подхода, базирующегося на однозначном сопоставлении смысла понятия и его представления.
Основная идея представляемого подхода состоит в том, чтобы применять модель, базирующуюся на определении точного положения понятия (как класса объектов или процессов окружающего мира) в некоей системе координат. Пусть для каждого понятия, ассоциированного с каким-либо классом объектов окружающего мира, существует его определение, как области абстрактного семантического пространства, «пространства понятий» (ПП), space of notions (SN). Следовательно, существует и возможность построения однозначного соответствия (отражения) между неким смысловым выражением, описывающим некоторый объект, свойство или действие в окружающей реальности и областью многомерного пространства понятий N{x1,x2,…, xn}, где Xn nà∞– примеры координатных осей (размерностей) данного пространства. Автор предлагает назвать данное научное направление «координатной теорией пространства понятий» (КТПП), Space notation theory (SNT), или же координатной теорией семантического пространства.
Тогда становится возможным построение карты семантического пространства, количественное описание смысловых, информационных отношений, расстояний между понятиями реального мира через математические уравнения «алгебры понятий» («семантической алгебры»), разрабатываемой на основе векторной алгебры и алгебры предикатов и дальнейшее изучение топологии семантического пространства. Любой язык, в какой –то мере и есть карта пространства понятий, только она неточна, неизмеряема.
Основные задачи теории –
1. построение системы координат семантического пространства,
2. построение карты семантического пространства,
3. исследование топологии семантического пространства.
В настоящее время преобладает иной подход, когда используются различные безразмерные заменители смыслового расстояния – «семантические связи», «весовые коэффициенты» и т.д., как правило, отражающие иерархические и сетевые соотношения между понятиями, причем с искажениями, вносимыми лингвистическими технологиями. Смысловое, информационное расстояние в этих в этих подходах является абстрактной неизмеримой величиной, пригодной только для бинарной оценки (белый и черный, теплый и холодный). А насколько далеки друг от друга понятия «черный» и «холодный»? Это расстояние больше, чем между «шершавый» и «синий»? А какие вещи понятийно ближе друг к другу – кресло и бутылка или компьютер и кружка?
Необходимо сразу отметить, что пространство понятий может быть как объективным, так и субъективным. Пусть Субъективное ПП - это пространство понятий отдельного человека, тогда объективное ПП - результат коллективной договоренности об описании реальности. В данной работе, на данном этапе описывается и исследуется объективное ПП.
Также, надо отметить, что слова естественных человеческих языков не тождественны понятиям, как классам объектов окружающего мира. Вообще, слова языка информационно слабо связаны с понятиями, которые они обозначают. Как правило, эта связь еще и субъективна, то есть каждый человек по своему воспринимает связь слов и понятий (см. субъективное ПП). Слово - это код, обозначающий понятие, причем код неоптимальный. (См.7.5 Сжатие и передача информации с точки зрения КТПП).
Тогда становится возможным построение карты семантического пространства, описание смысловых отношений, расстояний между понятиями реального мира через математические уравнения «алгебры понятий», «семантической алгебры» в основе которых лежит векторная алгебра и дальнейшее изучение топологии ПП.
Координатный подход является расширением существующих подходов в описании пространства понятий – иерархической, реляционной моделей. Таким образом, идея пространства понятий ни в коем случае не отменяет иерархических, конструктивных и прочих взаимосвязей, но дополняет их, делая их исчислимыми. Например, можно достаточно долго описывать положение листа на дереве, передвигаясь к нему от ствола, по веткам и веточкам. Его гораздо проще можно найти, задав абсолютные полярные координаты: горизонтальное и вертикальное направление, длину вектора от осевой линии ствола у земли. Вместо достаточно объемного описания путешествия по дереву, мы получаем 3 (!)числа.