Однажды Му Да пришел у Учителю и спросил у того расписание уроков. Учитель только покачал головой и ничего не ответил. Тогда Му Да стал приходить каждое утро и принялся выяснять расписание у каждого, кто разговаривал с учителем. Те также только качали головой и ничего не отвечали ему.
Это продолжалось до тех пор, пока Му Да не встретил страшного зверя Пицзецы, который также пришёл к Учителю приобщиться к его мудрости.
-- Когда же начинаются уроки, Учитель? -- спросило Пицзеци?
-- Ты не знаешь, когда начинаются уроки, Му Да? -- произнёс Учитель?
Му Да остолбенел, но через некоторое время произнёс:
-- Я не знаю, когда начинаются уроки, но, кажется, могу сказать, что один из них сейчас закончился...
Учитель ничего не ответил Му Да, но посмотрел на него с мягкой улыбкой...
_________________
Однажды Пицзеци пришло в город, славный своими виноградниками и другими важными для жизни хозяйствованиями.
- Где мне найти Учителя, Му Да? - спросило Оно, встретив своего знакомого на улице.
- Я не знаю этого, - сказал Му Да, потупив глаза. - Может быть, для этого нужно просто идти вперед?
_________________
Однажды Му Да пришёл к Учителю в великом смятении чувств. Учитель же как раз заваривал зелёный чай.
-- О Учитель! -- сказал он. -- Я встретил прекрасную девушку и полюбил её всем своим сердцем. Я хочу жениться на ней!
-- Так женись, в чём же дело? -- спросил Учитель, разливая заварившийся зелёный чай.
-- Да, но... -- замялся Му Да. -- Я хотел бы сначала получить твёрдые гарантии того, что и она любит меня так же...
Учитель налил чай в чашку, отпил и посмотрел вдаль. Потом невесело усмехнулся и сказал:
-- Благородный муж всегда точно знает, чего хочет на самом деле. Вот я хотел зелёного чая -- я заварил его, налил и выпил. А чего же на самом деле хочешь ты -- девушку или гарантий?
Однажды обеспокоенный Му Да пришёл к Учителю и сказал:
-- Учитель, я встретился с задачей, непосильной мне и это гнетёт меня.
-- Расскажи же, что тебя так занимает. -- попросил Учитель.
-- Сегодня утром я ходил на базарную площадь и слышал там разговор двух достойных людей. Один из них воздвиг вокруг своего дома бамбуковую изгородь в восемь чи высотой. Другой же не воздвиг такой изгороди, но также считал себя правым. Они спорили очень долго, но я так и не смог понять, кто же из них прав в своих деяниях?
-- Оба правы. -- сказал Учитель.
-- Значит, оба эти достойных человека сообразны чаяниям благородного мужа? -- спросил Му Да.
-- Ни один из них. -- улыбнулся Учитель.
-- Учитель, я понимаю всё меньше и меньше! -- взмолился Му Да. -- Открой мне секрет!
Учитель долго смотрел на Му Да и наконец сказал:
-- Глупость одних низких людей состоит в том, чтобы возводить вокруг себя бамбуковые изгороди и гордиться этим. Глупость других низких людей состоит в том, чтобы не делать этого и гордиться этим ещё больше. Мудрость же благородного мужа в том, чтобы не отвлекаться от сообразных дел на всякую херню.
-- Но Учитель! -- вскричал Му Да. -- Ведь если однажды ночью из зарослей на реке Цзян придёт Пицзеци, а изгороди вокруг дома не окажется, ведь это может кончиться несообразно?
Учитель возвёл очи Тибету, тяжко вздохнул и посмотрел на Му Да с неизбывной тоской.
-- Если природа низкого человека такова, что Пицзеци суждено к нему придти, он придёт и сквозь изгородь. Если же природа благородного мужа сообразна, то ему и изгородь ни к чему. Сходи-ка лучше на базарную площадь, купи зелёного чая, да не слушай больше разговоров об изгородях, политике и различиях жизни между разными провинциями Поднебесной. Я вижу, что это мешает тебе сосредоточится на постижении сообразности.
_________________
Однажды пришёл Му Да к Учителю и спросил:
-- О Учитель, как мне отличить выдающегося Мужа от ничтожного человека?
Учитель долго размышлял и, спустя какое-то время, вывел Му Да на берег великой реки Ян Цзы-цзян. Он простёр руку над жёлтыми водами и проговорил
-- Видишь ли ты качающуюся на волнах коровью лепёшку?
-- Вижу, Учитель.
-- А видишь ли ты рыбацкий чёлн, выплывающий против течения?
-- Вижу, Учитель.
-- Что ж, ничтожный человек подобен коровьей лепёшке, которая всегда плывёт по течению. А выдающийся Муж подобен кормчему чёлна, который сам волен выбирать себе направление Пути.
_________________
- О учитель, - произнес Му Да. - Ты помнишь, я рассказывал тебе о девушке - ее лицо прекрасно, как луна, ее пальцы нежны, как тень... Она честна, как ветер над вершинами гор, и горяча, как солнце над долинами юга. Я, в самом деле, хотел бы сделать ей предложение.
- Так сделай, - сказал учитель, разглядывая тонущие в синей дымке холмы.
- Но.. если она откажет мне - как мне пережить это?
- Думаю, ты узнаешь, как, если она откажет, - пожал плечами учитель.
_________________
Однажды вечером Учитель позвал к себе Му Да и Мэн Да. Они выпили зелёного чаю и степенно поговорили о сообразности. Потом Учитель достал свёрток, развернул его и извлёк оттуда две таблички.
-- Му Да! -- сказал учитель. -- Ты мой лучший ученик. Ты далеко продвинулся по пути познания мудрости. Ты сообразен всем чаяниям благородного мужа.
И с этими словами вручил Му Да оранжевую табличку с иероглифами, означавшими "Мудрое постижение".
-- Мэн Да! -- сказал Учитель. -- Ты мой лучший ученик. Ты не так далеко продвинулся по пути постижения мудрости, как Му Да, но идёшь по этой дороге гораздо спокойнее и увереннее его. Ты сообразен всем чаяниям благородного мужа.
И с этими словами вручил Мэн Да зелёную табличку с иероглифами, означавшими "Разумное умиротворение".
Ученики поблагодарили Учителя и отправились спать, в знак признательности положив дорогие подарки под голову. Учитель же остался размышлять о соотношениях извечного и преходящего.
Незадолго до рассвета из зарослей на реке Цзян вышел Пицзеци, отряхнулся и направился к дому Учителя. Подойдя, он долго смотрел на спящих Му Да и Мэн Да, после чего подошёл к Учителю и спросил:
-- Вот скажи мне, мудрый человек. Ты дал этим людям такие красивые вещи, а что ты оставил себе?
-- Не вещь значит что-либо. -- сказал Учитель, оглаживая бороду. -- Но лишь её суть. Так и здесь: не табличку я дарил ученикам, но девиз в постижении истины. Без этого благородный муж не сможет стать по-настоящему сообразным.
Пицзеци подумал, потом спросил Учителя:
-- Ты дал им таблички. А где твоя табличка? Кто дал её тебе и что на ней написано?
-- Пицзеци познал истину. -- улыбнулся Учитель.
_________________
Однажды напуганный Му Да прибежал с базарной площади к Учителю.
-- Учитель! Я только что видел на базарной площади одного человека. Он ночной сторож плотин на реке Цзян. Так вот, он предвещает наступление эпохи Куй!
Учитель поперхнулся зелёным чаем.
-- Он что -- встречался в зарослях Цзян с нашим Пицзеци?!
-- Нет, Учитель. Но он говорит, что прочитал все трактаты о наилучшем устройстве государства, какие только смог найти, и пришёл к выводу, что наше государство устроено несообразно, а потому нам всем грядёт эпоха Куй!
Учитель тяжело вздохнул и ответил:
-- Несообразно именно то государство, в котором ночные сторожа вместо занятия положенным им делом, а именно ночным сторожением, читают трактаты о наилучшем устройстве государства, да ещё и только те, которые смогут найти. Потому что в таком государстве не будет ни наилучшего устройства, ни основных фондов, оставшихся без охраны. И тогда наступление эпохи Куй неизбежно.
-- Но Учитель, это ещё не всё! Этот человек, увидев мою оранжевую табличку с девизом "Мудрое постижение", надсмеялся надо мной и сказал, что это полный позор и несообразность, и лично он никогда бы не взял такую табличку ни из чьих рук, а тем паче из ваших рук, Учитель!
Учитель задумчиво потягивал зелёный чай и размышлял. Потом сказал:
-- Надо бы сходить на базарную площадь и присмотреться к этому человеку повнимательнее. Возможно, он нам окажется полезен.
-- Но Учитель! -- обескуражено воскликнул Му Да. -- Ведь он несообразен и поносит вас и ваше учение!
-- Да, этот человек несообразен. -- вздохнул Учитель. -- Но, возможно, ты показывал ему эту табличку сам или говорил с ним о ней?
-- Нет, он увидел её случайно, когда я перекладывал связки монет.
-- Вот видишь. Ты не предлагал ему такой таблички -- он сам заговорил о ней. Это значит, что он тоже хотел бы иметь такую или похожую, но почему-то не хочет этого сделать. Поэтому ему гораздо проще отказать другим в возможности видеть в таких табличках смысл и сообразность. Ему предстоит пройти ещё долгий путь, на котором ему придётся излить из себя красный чай страха и чёрный чай озлобления, после чего влить в себя зелёный чай мудрости. Но это трудно, такие люди скорее склонны переранить весь окружающий мир, чем излечить собственную рану...
Учитель скорбно вздохнул и продолжил.
-- Но мы будем стараться ему помочь. Научим его обращаться с Пицзеци и пусть водит его на базарную площадь -- показывать за деньги и рассказывать об эпохе Куй. Хоть баланс за квартал сведём...
_________________
Однажды Му Да и Мэн Да пришли к учителю и попросили разрешить их спор.
-- В чём же суть вашего спора? -- спросил Учитель.
-- Му Да утверждает, что благородный муж всегда поступает согласно своей добродетели... -- проговорил Мэн Да.
-- А Мэн Да утверждает, что добродетель можно постичь только методом проб и ошибок, и только после этого может судить, какие поступки добродетельны, а какие нет! -- продолжил Му Да.
Учитель долго сидел в раздумье и, наконец, ответил:
-- Однажды я гулял в окрестностях Горы Тысячи Цветов и заблудился. После этого там проложили новую дорогу.
_________________
Однажды пришёл Му Да к Учителю и спросил:
-- Учитель, кого ты выбираешь себе в ученики?
-- Тех, кто не испытывает страха перед своим незнанием.
-- Я был утром на базаре, там постоянно собираются люди, которые готовы спорить круглые сутки по любому поводу, а чаще всего о политике. Почему ты не хочешь чему-то научить их?
-- Те, кто готов спорить на базарной площади сутками стремятся не к тому, чтобы познать истину, а лишь только к тому, чтобы убедиться самому в собственной правоте. А в особенности же те, которые спорят о политике. На базаре же следует обсуждать цены на зелёный чай и виды на урожай риса.
_________________
Однажды Му Да пришёл к Учителю и сказал:
-- Учитель, сегодня я покупал на базаре зелёный чай и ко мне подошёл ученик даоса и предложил вступить в спор, всячески насмехаясь над вашей мудростью.
-- Уверен ли ты сам в своей (и моей) правоте? -- Спросил Учитель.
-- Конечно, -- ответил Му Да.
-- Тогда просто забудь предложение этого недалёкого человека, -- поразмыслив ответил Учитель, -- ведь истина является достаточным основанием сама по себе.
-- О, Учитель! Значит, если я в чём-то не уверен, мне следует всегда спорить на эту тему?!
-- Именно так, Му Да. Спорить следует только когда ты не уверен в предмете спора! Да и то не на базаре. И только тогда ты сможешь обрести истинную мудрость.
_________________
Однажды Му Да прибежал к Учителю в волнении...
-- Учитель, я видел сейчас на базарной площади шаолинского монаха, который рассказывал про стойкость духа Второго Патриахра Мучань.. Первый Патриарх не брал его в ученики до тех пор, пока он не отрубил себе руку! Вот это да! Вот это вера в учителя!
Учитель улыбнулся, и ничего не сказал..
-- Учитель, а если мой друг детства Чу Да отрубит себе руку, то ты возьмешь его в ученики?
Учитель вздохнул, и сказал... Зачем мне нужен безрукий Чу Да, которому чтобы поверить в себя, нужно отрубить руку? Лучше пусть принесет зеленого чаю...
_________________
Однажды вечером Му Да пришёл к Учителю с огромным фингалом под глазом.
-- Что это с тобой? -- спросил Учитель.
-- Я снова встретил на базаре даоса вкупе со сторожем плотин реки Цзян и они вновь принялись надсмехаться над твоим учением и надо мной.
-- И что же ты?
-- Я решил настоять на своём и доказать свою и вашу правоту, Учитель!
-- Это удалось тебе?
Му Да потупился и налил себе зелёного чаю.
-- Нет, я был один, а их двое.
-- Неважно, сколько их было, Му Да. Важно, что там был ты и ты был несообразен.
-- Но Учитель, ведь истина нуждается в защите! Ведь мы с вами знаем, как её можно познать!
И тут Учитель неожиданно ловко ударил Му Да бамбуковой палкой по голове.
-- Неужели ты так и не заметишь никогда, -- строго нахмурился Учитель, -- что когда я пью зелёный чай, я держу чашку четырьмя пальцами левой руки, а не пятью пальцами правой, как ты сейчас?!
Ошарашенный Му Да долго молчал, потом поднялся, поклонился Учителю и вышел.
_________________
Мастер остановился в одной деревне, и толпа привела к нему слепого.
Один человек из толпы обратился к Мастеру:
≈ Мы привели к тебе этого слепого потому, что он не верит в существование света. Он доказывает всем, что свет не существует. У него острый интеллект и логический ум. Все мы знаем, что свет есть, но не можем убедить его в этом. Наоборот, его аргументы настолько сильны, что некоторые из нас уже начали сомневаться. Он говорит: "Если свет существует, дайте мне потрогать его, я узнаю вещи через осязание. Или дайте мне попробовать его на вкус, или понюхать. По крайней мере, вы можете ударить по нему, как вы бьёте в барабан, тогда я услышу, как он звучит". Мы устали от этого человека, помоги нам убедить его в том, что свет существует.
Мастер сказал:
≈ Слепой прав. Для него свет не существует. Почему он должен верить в него? Истина в том, что ему нужен врач, а не проповедник. Вы должны были отвести его к врачу, а не убеждать.
Мастер позвал своего личного врача, который всегда сопровождал его.
Слепой спросил:
≈ А как же спор? И Мастер ответил:
≈ Подожди немного, пусть врач осмотрит твои глаза.
Врач осмотрел его глаза и сказал:
≈ Ничего особенного. Понадобится самое большее пол года, чтобы вылечить его. Мастер попросил врача:
≈ Оставайся в этой деревне до тех пор, пока не вылечишь этого человека. Когда он увидит свет, приведи его ко мне.
Через пол года бывший слепой пришел со слезами радости на глазах, танцуя. Он припал к ногам Мастера. Мастер сказал:
≈ Теперь можно поспорить. Раньше мы жили в разных измерениях, и спор был невозможен.
_________________
Однажды Му Да прибежал к Учителю в волнении:
- Учитель, со мной стали случатся странные события! Это так необычно!
- И что же это за странные события? спросил учитель?
- Утром у меня разбился чайник, восемь раз я включал телевизор, и все восемь раз была одна реклама, со мной поздоровалась соседка, с которой мы не говорили год, на работе три раза выключали свет без предупреждения, наш бухгалтер выходит замуж и все такое!! Что мне делать ?
- Это хорошо - сказал Учитель - продолжай заниматься...
_________________
Однажды Му Да пришёл к Учителю сказал:
-- Учитель, помоги мне развеять мои сомнения!
-- Расскажи мне о том, что с тобой случилось, -- ответил Учитель
-- Учитель, сегодня я оставил свою повозку напротив дома начальника провинции... После этого вышли слуги начальника провинции и потребовали, чтобы я убрал свою повозку.
-- И что же дальше?
-- Я сказал, что уложения, запрещающего оставлять повозку напротив дома начальника провинции нет. Тогда они схватили меня за руки и несколько раз совершили вразумляющее действие бамбуковой дубинкой. Теперь мне трудно стоять, а сидеть совсем невозможно. Скажи, Учитель, правильно ли поступили слуги начальника провинции и как должен был вести себя я?
Учитель долго молчал и, посмотрев на Му Да с неизбывной тоской, сказал:
-- Конечно, такого уложения, в котором написано, что нельзя оставлять повозку напротив дома начальника провинции, нет. Но и ссориться с его слугами по столь ничтожному поводу лишний раз не следует.
_________________
Однажды Му Да прибежал с базара в крайнем смятенье чувств и бросился прямо к Учителю.
-- Учитель! Только что на базаре появился даосский монах из далёкой области Чжао с оранжевой табличкой, на которой было написано "Последовательное отрицание". Притом, иероглифы шли не так, как принято у нас, не сверху вниз, а слева направо!
-- Поднебесная велика, и в разных областях могут быть разные обычаи, тем более в таких далёких, как Чжао. Что же в этом странного?
-- Учитель! Я спросил его, кто же дал ему такую табличку, на что он ответил, что он нарисовал её себе сам!
-- Не думаешь же ты, что твоя табличка стала от этого хуже или иероглифы на ней стали менее яркими?
-- Нет, Учитель! Но он шёл по базару с высоко поднятой головой!
Учитель посмотрел на Му Да со своей извечной грустной улыбкой и ответил:
-- Так что же мешает тебе ходить по базару с высоко поднятой головой?
_________________
Однажды Му Да встретил приятеля, которого не видел несколько лет, и они разговорились.
Приятель рассказывал о том, как он разбогател, а Му Да о том, чему он научился.
- Слушай, Му Да, - сказал приятель, - если ты такой умный, то почему ты не богатый?
- Потому что я не только умный. Я еще честный, добрый, щедрый и скромный - ответил Му Да, потупившись.
_________________

Дискуссии об абсолютных хышниках посвящается...
Долго ходил по горам мудрый даос Чжи Бри. И в размышлениях написал он свиток "Полный пицзеци, как спасение от эпохи Куй". Принес его он Учителю, и Учитель спросил: "Скажи, если слуги наместника потащат тебя в ямынь по обвинению в торговле горным маслом с кочевниками-хунну, как уже утащили купца Хо До, будет ли это полным пицзеци?... А предотвратит ли это эпоху Куй?"
_________________
Однажды озадаченный Му Да пришёл к Учителю и сказал:
-- Сегодня на базарную площадь пришёл даосский монах, долго слушал разговоры о политике Поднебесной, а потом начал высказывать свои суждения. Когда же ему возражали, он брал свой посох и колотил им спорщиков, пока они не уходили с площади. Потому что поднять руку на даоса они не могли.
-- Это часто бывает, -- сказал Учитель, -- Что же так потревожило тебя?
-- Вы говорили, Учитель, что нет нужды отстаивать свою правоту в спорах и тем более силой. Но этот достойный человек именно так и поступал!
Учитель отпил зелёного чаю, а потом сказал:
-- Этот человек имел право так поступить, ибо он уже познал окончательную истину.
-- О Учитель! -- вскричал Му Да, -- Я тоже хочу познать окончательную истину!
-- Это очень просто, -- улыбнулся Учитель. -- Начни с того, что закрой глаза и заткни уши...
_________________
Однажды Му Да пришел к своему учителю, и произнес:
- Сегодня я видел сумасшедшего человека, который говорил, что приручил дракона, синего, как небо над Поднебесной. Говорят, некоторые кидали в него камнями - но я этого не видел. Зато видел, как смеялись над ним, и называли непотребными словами.
- Да, это бывает, - ответил Учитель.
- Не правда ли лучше, чтобы его заключили в отдельном месте, и не позволили говорить людям о Синем Драконе? В самом деле, так бы ему не пришлось и страдать от камней.
- Я не знаю, Му Да. Этот вопрос не кажется мне сообразным. Скажи мне тогда: что, по твоему, лучше, приручить Синего Дракона, или бросать камни?
- Но я не вижу никакого Синего Дракона, учитель, - смутился Му Да.
- И я не вижу. Но я не вижу и толпы, и камней, и человека, о котором ты рассказал.
- Но в чем же здесь тогда истинная сообразность?
- В том, что я могу увидеть для себя и толпу, бросающую камни, и сумасшедшего человека, и тебя, Му Да, ходящего между ними, и Синих Драконов, летающих в небе. Как ты думаешь, на что, или на кого, я предпочту смотреть?
_________________
Однажды стражники Поднебесной, так, как им было положено, стали гонять людей по базарной площади, и колоть их копьями. Му Да отправился оттуда к учителю со всей возможной поспешностью, и прибыв, сказал (несколько отдышавшись перед этим):
- Учитель! Происходит ужасное! Там, на площади, стражники копьями колют людей!
- Очень возможно, Му Да, - ответил Учитель, отпивая глоток чая. - И чего же они хотят?
- Мне неведомо, учитель: они не сказали ничего внятного. И я теперь в сомнениях - пойти ли мне на площадь, чтобы помочь стражникам, ибо таков порядок, спрятаться ли в свой дом, ибо таково благоразумие, или пойти вместе с теми, кого избивают на площади, ибо так говорит что-то внутри меня, чему я не найду имени?
- Му Да, откуда эти стражники, и что они хотят сделать? Узнай об этом, и поступай сообразно. Но я давно не видел неба цвета розовых лепестков, каким оно бывает на закате.
_________________
Однажды, на ночь глядя, к Учителю прибежал взволнованный Му Да и начал
дозволенные речи:
- Учитель! Сегодня на базаре собрался народ и каждый стал говорить о том,
как он разбил бы всех врагов и победил бы во всех битвах прошлого и
грядущего, если бы ему разрешили поуправлять войсками. Я хотел бы
заткнуть им всем рты, чтобы они занялись делами, которые им более пристали:
благородных пахарей - пахать, горшечников - обжигать горшки, а
администраторов - мударировать форум и демонстрировать собственное величие.
С грустью поглядел на него учитель и подумал:
"Да, Му Да, какой же ты все-таки Му Да",
а вслух сказал:
- Счастливы времена, когда неопытных военачальников больше, чем опытных солдат.
_________________
Однажды озабоченный Му Да пришёл к Учителю и пожаловался:
-- Учитель, я с некоторых пор хожу на базарную площадь и общаюсь там о жизни и политике Поднебесной с людьми. Но они не разговаривают со мной! Что мне делать?
-- Это очень просто, -- сказал Учитель, -- Они не говорят с тобой, поэтому чтобы они поняли тебя, тебе следует также не разговаривать с ними. Тогда вы будете говорить на одном языке и очень скоро поймёте друг друга.
Му Да почесал в затылке, но ничего не сказал и ушёл. Вечером следующего дня он опять пришёл к Учителю, ещё более озадаченный:
-- Учитель! Но если они не говорят со мной и я не говорю с ними -- то зачем же я прихожу на базарную площадь?!
-- Вот вы и поняли друг друга! -- сказал Учитель и налил Му Да зелёного чаю.
_________________
Случилось так, что помошник начальника провинции заболел. Начальник провинции, прослышав о мудрости учителя, послал за ним, с просьбой заменить ему помошника, пока тот болен. Но Учитель был слишком поглощен созерцанием своего Дао и постоянными медитациями, чтобы отвлекаться на пустяки. В то же время ссориться с властями ему тоже не хотелось. Тогда он отправил к начальнику провинции Му Да, с наказом прилежно помогать тому в управлении, следуя принципам Дао и своему Де. За время, пока Му Да помогал управлять провинцией, дела в ней пошли в гору: народ исполнился добродетельного спокойствия, собран необычайно большой урожай риса, преступность изжита, люди почитали родителей и духов.
Через какое-то время помошник начальника выздоровел и Му Да вернулся к Учителю.
-Как же ты помогал начальнику? - спросил Учитель
-О, все это время я только и рассказывал ему о Вашей бесконечной мудрости - отвечал Му Да
-Кто же тогда управлял провинцией?
Му Да покраснел:
-Мы настолько были увлечены учеными беседами, что провинцией никто не управлял
Учитель рассмеялся:
-Вот видишь, Му Да, мудрость сама по себе не приносит пользы, она лишь отвлекает дураков, чтобы те не натворили новых бед...
_________________
Однажды Учитель сосредоточенно медитировал вместе со своей ученицей Хао Ши.
В это время к нему ворвался Му Да
- Учитель, беда, я играл с пицзеци и оно укусило меня!
Учитель в раздражении оторвался от медитации.
- Ну так и ты укуси его!!
- Учитель, но я не могу этого сделать, ибо отвращение перед тварью остановит меня.
- Пусть это послужит тебе уроком, впредь не дружи с теми, кого не сможешь потом укусить - ответил Учитель и выставил Му Да за дверь.
_________________
Однажды Му Да вернулся с базара поникший и смущённый и принялся молча заваривать зеленый чай.
-- Что услыхал ты сегодня в городе, Му Да? - ласково спросил его Учитель.
-- Учитель, сегодня на базарную площадь пришёл даосский монах из далёкой области Тинь. Он обошёл все ряды и ласково поговорил со всеми: и с купцами, и с торговцами, и с подмастерьями и даже с женщинами. Он говорил о цветении мэйхуа, о ловле маленьких ика, о ценах на чай и видах на урожай риса. А когда он собрался уходить, Цей Ма, что собирает мзду для Господина Смотрителя Базара, бросил кашель на землю и хотел пойти к нему в ученики. И еще один человек, что покупал чай для своего учителя, швырнул узелок в дорожную пыль и тоже хотел идти за даосом. Однако даос сказал им, ступайте своим путем: ты отнеси деньги Господину Смотрителю, а ты - чай своему Учителю, - здесь Му Да запнулся и помолчал.
-- Учитель, скажи, почему он прогнал этих людей? Ведь так у него никогда не будет учеников.
Учитель помолчал, внимательно всмотрелся в чай в своей чашке и заговорил:
-- Этот человек не учитель, этот человек – суперзвезда, - сердито сказал он, выплеснув чай. - Он прогнал двух глупых учеников, но обрел целую площадь глупых фанатов. Иди на базар и купи другого чая, в этом слишком много пыли.
_________________