Социально-культурные и психологические особенности
"цивилизации Кольца".


Материалы для БВИ-обсуждения на секции КГВЦ КОМКОНа-2.

Недавно прогрессоры, работающие на планете Ян-Ях, сумели наконец получить доступ к подлинным отчетам и хроникам представителей высокоразвитой гуманоидной цивилизации, посетившей Ян-Ях 54 года тому назад. В дальнейшем мы будем пользоваться одним из самоназваний этой цивилизации - "Цивилизация Кольца".

В распоряжении КОМКОНа-2 оказались
- материалы экспедиции звездолета "Темное Пламя" на планету Ян-Ях;
- хроники 37-й межзвездной субсветовой экспедиции;
- некоторые материалы о первом неудачном эксперименте по нуль-связи.

Следует учитывать, что 37-я экспедиция и нуль-эксперимент отделены примерно трехсотлетним промежутком от экспедиции на Ян-Ях.

Таким образом нами получена из первых рук информация о гуманоидной цивилизации, технический и социальный уровень развития которой примерно соответствует нашему уровню.
Это обстоятельство несомненно дает надежду на высокую продуктивность контактов между нашими цивилизациями, но это же является потенциальным источником многочисленных проблем и опасностей.

Настоящее исследование посвящено рассмотрению конфликтов и недоразумений, которые могут возникнуть при контакте.

Прежде всего рассмотрим отличия в системах общественного воспитания.

На заре формирования нашей системы воспитания один из критиков охарактеризовал ее следующим образом : "Учит детей страшным вещам. Учит их, что работать гораздо интереснее чем развлекаться. Ведь это же страшно!"

Он ошибался. Если пользоваться терминологией этого критика, то наша система образования учит именно развлекаться. В процессе этого обучения как правило выясняется, что самое интересное и увлекательное из развлечений, самая лучшая в мире Игра - это то, что скучные люди называют работой. И собственно основная задача Учителя - помочь Ученику найти cвою Игру.

Таким образом наша система воспитания не подавляет естественных индивидуалистических и эгоистических устремлений подрастающего человека, а активно использует их. Уже на ранних этапах развития ребенок начинает понимать, что самые сильные, самые интересные и замечательные ощущения дает Игра.

А Игры без правил не бывает.

С тем, кто не соблюдает правила, просто никто не станет играть. Таким образом соблюдение социальных ограничений, необходимое для существования любой общественной структуры, с самого раннего детства не воспринимаются человеком, как жертва. Это необходимая составляющая удовольствия от общей Игры. Личный эгоистический выбор.

Такой подход к воспитанию дает нам в итоге весьма динамичное и экпансионисткое (во всех смыслах) общество, не раз в ходе своей экспансии подходившее к границам серьезных кризисов, а порой и переходившее за эти границы, но так или иначе их миновавшее.
Какая же в конце концов Игра без кризиса ?!

Цивилизация Кольца использует принципиально другой подход к воспитанию.

"Мыслящий организм неизбежно резко выражен как индивид ... Качества мыслящего индивида в известной мере антагонистичны социальным нуждам человечества. ... мы пришли к абсолютной необходимости дальнейшего, теперь уже сознательного скручивания спирали в смысле ограничения индивидуального разброса чувств и стремлений, то есть необходимости внешней дисциплины как диалектического полюса внутренней свободы. Отсюда проистекает серьезность, строгость искусства и науки - отличительная черта людей и обществ высшей категории"

" Отсутствие благодарности ко всему исходит из сознания: "Мир - для меня" - и является главной ошибкой в воспитании детей."

То есть с самого раннего детства общество Кольца
- ограничивает индивидуальный разброс чувств и стремлений;
- прививает благоговение перед "серьезностью и строгостью" науки и искусства;
- прививает комплекс неполноценности перед Миром, перед обществом.

Социальная устойчивость цивилизации обусловлена привитым с детства страхом "оказаться несоответствующим" миру, обществу.
Причем имеется в виду "несоответствие" не на уровне поступков, а на уровне чувств и стремлений.

Есть основания предполагать, что "стандартизация человека" проводится даже на генетическом уровне.

"С помощью ... машин мы осуществили тщательную сортировку людей. Подлинная борьба за здоровье потомства и чистоту восприятия началась, когда мы поставили учителей и врачей выше всех других профессий на Земле. Ввели диалектическое воспитание. С одной стороны, строго дисциплинированное, коллективное, с другой - мягко индивидуальное."

Такая унификация человека влечет за собой множество последствий.

Ученые и инженеры нашего мира, усилиями которых общество стремительно развивается, не слишком озабочены глобальными и отдаленными последствиями своей деятельности. Прогноз и контроль - это уже забота и ответственность, других людей, в частности того же КОМКОНа-2.

Образно выражаясь, по правилам Игры задача команды ученых - разгонять технический прогресс, задача КОМКОНа-2 - направлять и притормаживать.
Это несомненно чревато конфликтами между людьми, но такие конфликты гораздо безопаснее и для человека и для общества, чем внутренние психологические конфликты.

Цивилизация Кольца возлагает все подобные функции, всю ответственность на каждого отдельного человека.

В этом смысле очень показательна история первого неудачного эксперимента по нуль-связи. Решение о проведении эксперимента, потребовавшего значительных энергетических ресурсов, было принято по существу одним единственным человеком - заведующим станциями космической связи, который по сути являлся всего лишь диспетчером соответствующей энергетической сети.

Хотя он не скрывал своего намерения от коллег, более того, обсуждал его с некоторыми из них, эксперимент оказался совершенно неожиданным даже для профильных организаций, которые узнали об эксперименте только после его трагического завершения.

То есть с социальной точки зрения этот эксперимент продемонстрировал, что какие-бы то ни было целостные общественные механизмы контроля и управления в обществе Кольца либо отсутствуют, либо не эффективны. Это возможно только в том случае, если любые проявления личной инициативы являются редчайшим исключением и напрочь задавлены унификацией личности и самодисциплиной.

"... с детских лет - и во всей социальной жизни - общество ведет людей по пути дисциплины и самоусовершенствования"

"Перед человеком нового общества встала неизбежная необходимость дисциплины желаний, воли и мысли. Этот путь воспитания ума и воли теперь так же обязателен для каждого из нас, как и воспитание тела. Изучение законов природы и общества, его экономики заменило личное желание на осмысленное знание. Когда мы говорим: "Хочу", - мы подразумеваем: "Знаю, что так можно"."

" ... при отсутствии самоограничения нарушается внутренняя гармония между индивидом и внешним миром, когда он выходит из рамок соответствия своим возможностям и, пытаясь забраться выше, получает комплекс неполноценности и срывается в изуверство и ханжество. Вот отчего даже у нас так сложно воспитание и образование, ведь оно практически длится всю жизнь. Вот отчего ограничено "я так хочу" и заменено на "так необходимо"."

Принятая в обществе Кольца система воспитания приводит к тому, что человек Кольца не любит играть и боится проигрывать. Он не обладает собственным чувственным опытом, что поражение - это тоже здорово и увлекательно, что без поражений не ощутить вкуса победы.

Поражение вызывает у него не здоровый азарт и желание сыграть еще раз, а чувство вины за попытку выйти за рамки соответствия своим возможностям.
Требование "серьезного и строгого" подхода к занятиям наукой и искусством не оставляют даже возможности отнестись к своей неудаче с юмором и иронией.

При этом хотя система контроля не развита, система наказаний вполне действенна.

"Сумев доказать, что он был убежден в том, что люди странствуют живыми в другом измерении и что он действовал только с согласия своих жертв, Бет Лон был приговорен к изгнанию".

Далее следует пояснение, что это "изгнание" заключалось в десятилетнем пребывании на ближайшей к светилу планете (аналог Меркурия)!
Остается только догадываться, какие меры (очевидно гораздо более жесткие) были бы приняты в том случае, если бы Бет Лону не удалось "доказать своей убежденности"?

Особо отметим, что наказывается в первую очередь не сам поступок, а его мотивировка.

Такая система воспитания неизбежно создает у любого члена общества внутренний разлад, сильную психическую напряженность.

"И все равно большинство людей - настоящих работников - живут только половину возможных лет из-за сильнейших нервных напряжений."

Почти наверняка рациональными методами человеческая психика самостоятельно справляться с такими напряжениями н е в состоянии, хотя бы потому, что сами по себе эти запреты и ограничения иррациональны с точки зрения отдельной личности. Они "рациональны" только с точки зрения "социума", интересы которого человеку приходится отождествлять со своими собственными, подавляя свои истинные желания.
Поэтому Мир Кольца выработал систему мер подавления естественных человеческих желаний.
Например врач 37-й экспедиции из самых лучших побуждений и сочувствия предлагает своему командиру:

" современная неврология проникла в процесс возникновения эмоций в сознательной и подсознательной областях психики. Подсознание уступает воздействию тормозящих лекарств через древние области мозга, ведающие химической регуляцией организма, в том числе и нервной системы и отчасти высшей нервной деятельности... медицина владеет возможностью воздействия на те мозговые центры, которые ведают сильными переживаниями."

Речь идет о том, чтобы медикаментозными средствами "воздействовать на его любовь" к девушке, находящейся в коме.

В данном случае речь идет о добровольной регуляции эмоций, но очевидно, что общество Кольца не останавливается и перед принудительным воздействием.

"...человек с искривленной психологией в силах причинить в добром, ничего не подозревающем окружении ужасные бедствия, пока мир, давно забывший о прежних социальных опасностях, сумеет изолировать и трансформировать его.
Вот почему так сложна организация ПНОИ - психологического надзора, работающего вместе с РТИ - решетчатой трансформацией индивида"

Кроме того в отчете о посещении Ян-Ях неоднократно упоминаются очень высокие гипнотические способности людей Кольца, различная эффективная аппаратура для психотехнического воздействия. Можно предположить, что различные формы гипнотического воздействия, подавляющие и ослабляющие "низшие эгоистические" и стимулирующие "высшие альтруистические" эмоции также являются неотъемлемой составляющей быта общества Кольца.
При этом скорее всего их применение происходит добровольно при обострении симптомов эмоционального дисбаланса, которую человек Кольца воспринимает как угрозу.

Когда со зловещим упорством стали повторяться приступы равнодушия к работе и жизни .... Испытанный старый способ - музыка грустных аккордов в пронизанной успокоительными волнами комнате голубых снов - не помог...

Я становлюсь благодушным и слишком спокойным, будто меня лечат голубыми снами!

Основная задача всей этой психообработки, это по-видимому достижение
" ... высших ступеней восприятия и самодисциплины, когда думаешь прежде о другом, потом о себе... Понимать людей и помогать им принесло ощущение собственной значимости, для чего не требуется ни особенного таланта, ни исключительной интеллектуальности, следовательно, это и есть дорога наибольшего числа людей. Они почувствовали, как становятся все более чуткими, искусными и широкими, с громадным преимуществом перед узкими интеллектуалами, хотя бы и самыми умными."

Другой способ балансировки психики - высочайший уровень ритуализации и героизации общества. Самые обычные действия искусственно осеняются ореолом героизма. Студенческая практика приравнивается к подвигам мифического героя. Предполагается, что человек Кольца ежедневно должен совершать подвиг, любуясь своей самоотверженностью.

Таким образом цивилизация Кольца - это общество с искусственно гипертрофированной эмпатией, жесточайшим эмоциональным и мотивационным контролем.

Одним из следствий этого является весьма необычная и неожиданная для нас структура информационного обмена.
Ценность информации для человека Кольца определяется прежде всего ее эмоцианальной насыщенностью! Фактической же информации наоборот, практически не придается никакого значения.
Свидетельства этого встречаются буквально на каждом шагу.

Огромные энергетические ресурсы расходуются для передачи на межзвездные расстояния информации в формате видеолекций, причем читают их обязательно красивые женщины. То есть заведомо низкое информационное наполнение заменяется повышенным эмоциональным содержанием.

Экипаж звездолета "Парус" при возвращении из дальней, достаточно бесплодной по своим результатам экспедиции, терпит аварию и отправляет сообщение с просьбой о помощи, а также краткое сообщение о результатах исследований. При этом вместо того, чтобы продублировать жизненно важную информацию, в сообщение добавляется информационно бессмысленная, но зато эмоционально насыщенная фраза:
"Ничего нет прекраснее нашей Планеты. Какое счастье будет вернуться!"
Из всего сообщения доходит только одна эта фраза, причем сильно искаженная. Ее истолкование с точностью до наоборот является основанием для посылки новой экспедиции по тому же маршруту!

Тот же экипаж "Паруса", подвергшийся на планете Черной Звезды нападению местных форм жизни оставляет следующее сообщение:

"... они, кроме ярости и ужаса,- ничто! Да, ничто... Братья, если вы найдете "Парус", предупреждаю, не покидайте корабль никогда".

Сообщение предельно эмоционально и абсолютно бессмысленно : если сообщение кто-то прослушал, то корабль уже был покинут.
Хотя намек на то, что местные формы жизни умеют воздействовать на психику и способны поражать электрическими разрядами, мог бы уберечь экипаж 37-й от серьезных неприятностей...

После всего изложенного не удивляет, что был отклонен проект "о замене линейного алфавита электронной записью." Довольно легко объяснимо, почему речь шла именно о "замене", а не о "параллельном использовании". В обществе всеобщей унификации наличие альтернативы - вещь недопустимая. Тем более если речь идет об информации. Особенно об информации в электронном виде, которую легко бесконтрольно распространять.

А система фильтрации информации в Мире Кольца видимо тоже "серьезная и строгая", как наука и искусство.

" сеть всепланетных новостей ... которую мы ежедневно принимали, контролируется и фильтруется, так же как и наша Мировая Сеть. Но если мы делаем это для отбора наиболее интересного и важного, подлежащего первоочередному оповещению, то здесь это делается с совершенно другими целями."

По-видимому фильтрации подвергается прежде всего самая ценная, то есть эмоционально значимая информация.

Например популярную симфонию приходится вызывать из Дома Высшей Музыки в строго назначенное время, для коллективного прослушивания. Возможность записать ее для индивидуального проигрывания в удобное время по всей видимости отсутствует.

Документальные кадры об истории родной планеты, увиденные Фай Родис на планете Ян-Ях, явились для нее потрясающим откровением. По-видимому причиной изъятия соответствующих видеодокументов из архивов также явилась их высокая негативная эмоциональная насыщенность.

Итак приведенные материалы дают картину крайне консервативного сильно ритуализированного общества, состоящего из людей с предельно напряженной эмоционально неустойчивой психикой.
Более-менее устойчиво такая психика может функционировать только в постоянном контакте с другими носителями тех же самых искусственных социально-психических ценностей.
В случае утраты такого контакта, либо при контакте с носителем других ценностей возникает высокая вероятность сбоя системы самоконтроля и самоограничения.

"мужество обращается в зверство, творчество - в жестокую хитрость, а преданность и самопожертвование становятся оплотом тирании, жестокой эксплуатации и надругательства... Легко срывается покров дисциплины и общественной культуры"

В отчете о посещении пришельцами столицы Ян-Ях приведено достаточно убедительное свидетельство.

" Вир Норин, сдерживая накипевшее возмущение, совершенно неприличное для земного путешественника, пустился убеждать дежурного. Однако даже всесильная карточка гостя Совета Четырех не помогла.
- Я потеряю место, если пущу человека, не имеющего документов. Особенно женщину.
- Почему "особенно женщину"?
- Нельзя поощрять разврат.
Впервые Вир Норин ощутил на себе гнетущую зависимость тормансиан от любого мелкого начальника - обычно скверного человека.
.......
Ни разу еще Вир Норин не испытывал такого стыда за невыполненное обещание. И еще что-то примешивалось к этому - смутное и чрезвычайно неприятное, может, чувство древнего мужского достоинства, которое было попрано в глазах прелестной женщины, очутившейся к тому же в беде.
... через несколько секунд дежурный подполз к Сю-Те, протягивая ей ключ от комнаты Вир Норина. ... С умильной физиономией дежурный поцеловал запыленную ногу девушки.

А ведь это результат всего лишь мелкой отрицательной эмоциональной нагрузки. Причем неудовольствие пришельца, спровоцировано попыткой служащего выполнить свои обязанности, соблюсти правила и обычаи планеты.


Подводя итог перечисленным особенностям цивилизации Кольца можно ожидать, что в случае контакта наш мир будет воспринят, как инфантильный, несерьезный и безответственный, достигший опасной технической мощи и представляющий потенциальную угрозу своей безудержной экспансией.

Можно ожидать попыток активного воздействия на наш мир прежде всего при помощи разнообразных индивидуальных психотехнических и гипнотических методик, различных способов эмоциональной модуляции и т.п.

Из-за характерного для нашего мира большого разнообразия психотипов, высокого среднего уровня скептицизма, эгоизма, индвидуализма и иронии, само по себе такое воздействие едва ли может быть заметным или опасным как для общества в целом, так и для отдельных личностей.

Для представителей цивилизации Кольца контакт с представителями нашего мира может привести к серьезным психическим надломам и срывам с трудно предсказуемыми последствиями.
Возможно вступающим в контакт следует рекомендовать избегать явной демонстрации индивидуализма и эгоизма, характерных для нашего мира, не углубляться в дискуссии о жизненных ценностях и т.п.
Особенно следует иметь в виду низкую степень коллективного контроля и высокую степень индивидуальных возможностей людей Кольца при распоряжении весьма значительными энергетическими ресурсами.

Контакты экспедиций Кольца с индустриальными и доиндустриальными мирами представляют крайнюю опасность. Судя по результатам деятельности экспедиции на Ян-Ях "синдром Руматы" для человека Кольца - это не исключение, а правило. Весьма вероятно в частности спонтанное применение Кольцом силовых методов воздействия
" Я сотру их город с лица планеты и разрою его на глубину километра, чтобы выручить вас!"

Поэтому следует всеми способами предупреждать утечку информации о координатах таких планет.

Следует также всесторонне и внимательно рассмотреть возможность и целесообразность привлечения Прогрессоров к активной работе с Цивилизацией Кольца. Однако этот вопрос выходит за рамки задач настоящего документа


Авторы доклада надеются на конструктивное обсуждение и выработку рекомендаций для групп контакта.